вторник, 8 августа 2017 г.

Околокиберпанковские книги

— Что тебя привлекло в компьютерах, Лиза? — спросил я.
Она даже не шелохнулась. Работая с машиной, Лиза порой уходила в себя полностью. Я повернулся на спину, попытался заснуть и тут услышал:
— Власть.
Я поднял голову и взглянул на нее. Теперь она сидела лицом ко мне.
— Всем этим компьютерным штучкам ты научилась уже в Америке?
— Кое-чему еще там. Я тебе не рассказывала про своего капитана, нет?
(...)
— В общем-то я и не спрашивал про твоего капитана. Я спросил, что привлекло тебя в компьютерах. Возможность зарабатывать на жизнь?
— Поначалу да. Но не только. За ними будущее, Виктор.
— Бог свидетель, я читал об этом достаточно.
— И это правда. И еще они дают власть, если ты знаешь, как ими пользоваться. Ты сам видел, на что был способен Клюг. С помощью компьютеров можно делать деньги. Я имею в виду не зарабатывать, а делать. Как если бы у тебя стоял печатный станок.
(Дж. Варли, «НАЖМИТЕ ВВОД»)
Вот именно после этой цитаты я и пошёл в программисты. Деньги к этому отношения не имеют. Как говорил персонаж Желязны в одной из серий «Хроник Амбера»: «Я чувствую смещение от денег к мощи». И дальше, что слова «власть», «сила», «мощь» в английском языке обозначаются одним словом – «power».

Понятие, скрывающееся за кратким ответом Лизы Фу, куда более многогранное, чем может показаться. Да, это власть, мощь и энергия. Но одновременно это та скрытая сила, описанная А. Розовым в «Солнце на парусах», которая срывает людей с места и бросает на другой берег бескрайнего океана.

Притяжение неизвестного. Terra incognita, в которой может быть всё, что угодно: от золотого озера Эльдорадо, до каменных ущелий Таракташа. Но скучно там не будет, это уж точно!

Вот список из нескольких книг на околокомпьютерную тематику, которые я читал и полагаю заслуживающими внимания. Отсортированы они по авторам, а не по значимости.



Б. Бетке, «Интерфейсом об тейбл»



Несмотря на то, что термин «киберпанк» придумал Бетке, сам он в таком жанре не писал. И в этой книге киберпанка, как такового, нет. Но есть компьютеры, виртуальная реальность и хитрое устройство с говорящим названием «проктопрод», дающее главному герою особые способности.

И ещё: аннотацию к книге писал дебил кто-то альтернативно одарённый. Никакого отношения к содержанию произведения она не имеет. Впрочем, это были девяностые, все выживали как могли.



В. Виндж, «Конец радуг»



Что-то наподобие навороченного киберпанка, описывающего жизнь в не слишком далёком будущем с очень развитыми технологиями дополненной реальности. Главного героя, известного поэта, вылечили от болезни Альцгеймера, но оказалось, что из-за повреждений мозга он потерял способность писать гениальные стихи. Теперь он пытается как-то приспособиться к жизни в новом мире, скрывая от всех, что стал посредственностью. А вокруг незаметно кипят шпионские страсти, в которых схлестнулись спецслужбы Евразии и Соединённых Штатов и ещё некто третий, прячущийся за аватаркой Белого Кролика. Весьма неплохая штука!



В. Виндж, «Куки-монстр»



На первый взгляд, речь в этом рассказе идёт о заурядном происшествии в службе техподдержки компьютерной фирмы. Но потом выясняется, что всё немного сложнее и запутанней. И виртуальная реальность тоже присутствует, но в очень специфическом виде.



У. Гибсон, «Джонни Мнемоник»



Классика! Киберпанк, японские дзайбацу и главный герой, превращённый в «живую флэшку» для нелегальной информации. Позднее по этому рассказу снимут фильм, где всё углубят, расширят и вообще.



У. Гибсон, «Сожжение Хром»



Эх, давным-давно читал. Не помню ничего. Но это киберпанк, никаких сомнений. Если память мне не изменяет, именно отсюда появился термин ICE, перекочевавший в название культового отладчика SoftICE.



К. Доктороу, «Младший брат»



Хотел поместить сюда фотографию обложки бумажной книги, которая у меня дома стояла на полке, но оказалось, что сайт с картинкой заблокирован Роскомнадзором. Ну и ладно, будет английский вариант. Хотя это в чём-то даже символично, ибо главный герой рубится с американским Департаментом Национальной Безопасности, дабы побороть цензуру и вообще вернуть американцам свободу, отобранную у них во избежание терроризма. Не совсем киберпанк, скорее, фантастика очень ближнего прицела.



М. и С. Дяченко, «Цифровой, или Brevis est»



Хорошая как бы компьютерная фантастика. Авторы позиционируют её как «техно-фэнтези» но я в своём старом обзоре пришёл к выводу, что это сказка. И довольно страшноватая.



Р. Желязны, «Витки»



Строго говоря, эту книгу Желязны писал в соавторстве с Сайберхагеном. Здесь нет классических киберпанковских фишек в стиле мрачного будущего. Но есть более-менее компьютеризированный мир, зловещая корпорация, использующая не совсем законные средства, и главный герой со сверхспособностью. И виртуальная реальность, правда, доступная только главному герою и кое-кому ещё... Но это секрет.



Э. Клайн, «Первому игроку приготовиться»



Киберпанк обыкновенный, одна штука. Всё, что требуется, в наличии. Мрачное будущее, всемогущая корпорация, виртуальная реальность. Сделано интересно, динамично, только автор, похоже, излишне убыстрил темп под конец, из-за чего завершение получилось немного смазанным. Ну, да ладно. Если верить отзыву, то Спилберг в следующем году выпустит экранизацию.



С. Лукьяненко, «Лабиринт отражений»



Давным-давно, когда компьютеры были большими, программы маленькими, а Лукьяненко ещё даже не начинал скатываться в болото копирастии, эта книга расползлась в текстовых файлах по множеству компьютеров. После её прочтения я на долгие годы стал поклонником Лукьяненко и добыл в бумаге всё, до чего только смог дотянуться. Вплоть до «Черновика», на котором падение автора достигло такой степени, что игнорировать его уже не было ни малейшей возможности.



Г.Л. Олди, «Золотарь, или Просите и дано будет»



Некоторые эту книгу ругают. Потому что Олди, с их рафинированным языком и очень богатым внутренним миром, внезапно задействовали здесь ненормативную лексику. Но, позвольте! Как ещё адекватно описать тёмные бездны современных интернетов? Где, скрытые под гладкой поверхностью веб-страниц, ползают страшные монстры, чьи цепкие щупальца нет-нет, да и дотянутся до реального мира. Предполагаю, что авторы применили некие приёмы из жанра ужасов, но доказать не могу.



А. Розов, «Процесс Лунного Зайца»



Не совсем киберпанк, однако же виртуальная реальность присутствует и играет важную роль в сюжете. Собственно, преступление, которое разбирается на судебном процессе, в этой самой виртуальности и произошло. Книга написана ярко, остро, увлекательно и захватывающе. Экранизирована не будет никогда (надеюсь). Потому что гладиолус.



Н. Стивенсон, «Лавина»



Классический киберпанк с принципом «hi-tech – low life». Соединённых Штатов, как полноценного государства, не существует. Страна разбита на кучу территорий, которыми рулят корпорации. Гражданство каждой из этих территорий, вместе с прилагающимися правами и обязанностями, можно купить за деньги. Главный герой в реальной жизни работает на мафию доставщиком пиццы (это не шутка), а в виртуальности он один из самых крутых парней в Метавселенной. Но внезапно возникает проблема: вирус «Лавина», убивающий человека не только в виртуальности, но и в реале.



Н. Стивенсон, «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»



Это уже, скорее, нанопанк. Книга попала в список исключительно потому, что является продолжением «Лавины». Ну и сама по себе тоже хороша, если привыкнуть к размеренному повествованию автора и его манере вести параллельно несколько сюжетных линий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий